SITE LOGO

Главная | Регистрация | Вход

Главная » 2006 » Июль » 4 » Жизнь вне жизни
Жизнь вне жизни
9:14 PM

 Участь людей, пребывающих в коме, в Америке решает суд. В России полагаются на волю Божью

Елена Кокурина

за 2005 год (25.03.2005)

Неделю назад, 18 марта, Терри Шиаво, американку сорока одного года, последние пятнадцать лет находящуюся в коматозном состоянии, перестали кормить. Так решил суд. Терри осталось существовать не более двух недель. По прогнозам медиков, дольше её организм вряд ли сможет продержаться. Итак, это - американский вариант эвтаназии, в США официально запрещенной. Остановить сердце человека, прибегнув к моментальной инъекции, здесь нельзя, а вот обречь его на медленную, но неизбежную смерть - можно. Впрочем, еще есть время что-то изменить - в том случае, если очередная апелляция родителей Терри будет принята.

Всю неделю в США не утихают споры о судьбе этой тяжелобольной женщины: ближайшие родственники, юристы, члены Конгресса не могут прийти к единому мнению: как общество должно решать ее участь и участь подобных больных? И вправе ли брать на себя такое решение?

По приблизительным оценкам, в западных странах на миллион жителей приходится в среднем 60 - 100 человек, находящихся в коматозном состоянии разной степени тяжести. В России общей статистики нет, и можно опираться лишь на данные врачей, имеющих дело с подобными пациентами. Например, специалисты Института нейрохирургии имени Бурденко называют цифру 3 000 человек в год по стране, а реаниматологи питерского Института мозга человека РАН подсчитали, что в их городе в состоянии комы оказываются ежегодно до 1 000 - 1 500. В данный момент в этом институте, где недавно открыто специальное отделение для таких больных, находятся 7 пациентов, а в отделении реанимации другого известного учреждения - Российского нейрохирургического института имени Поленова - трое. Большинство же "коматозников" лежат дома. Или в муниципальных больницах, условия которых сильно уступают хоспису, где содержат Терри Шиаво.

Сон разума

- Состояние комы можно назвать своеобразным достижением медицины, но за это достижение приходится дорого платить! - заявил "МН" руководитель отделения реанимации "поленовского" института, доктор медицинских наук Анатолий Кондратьев, один из ведущих в России специалистов по этой проблеме.

Еще десять - двадцать лет назад такие больные просто не выживали. Теперь при помощи новейших средств реаниматологи возвращают их к жизни, но обрекают на месяцы и годы беспомощного существования. Еще одно "веяние времени" - многие из таких больных впадают в кому после сложнейших хирургических операций. А еще это - аварии на автомобилях, снегоходах, а также травмы, полученные во время драки.

"К нам с каждым годом попадает все больше юношей и молодых мужчин", - отмечает руководитель отделением реанимации Института мозга человека Ирина Ивченко. Состояние комы может возникнуть не только в результате черепных травм, но и инсульта, тяжелого отравления. В институте вспомнили двух больных, которые впали в такое состояние после укуса пчелы и удара молнии (очнулись спустя несколько недель). Как правило, кома проходит несколько стадий - глубокая, когда жизнь больного полностью поддерживается медицинской аппаратурой, а любые реакции отсутствуют. "Популярные сюжеты телесериалов о людях, которые годами пребывают в подобном состоянии, а потом просыпаются, далеки от реальности, - утверждает Ивченко. - В подавляющем большинстве случаев развязка наступает через две - четыре недели: больные либо приходят в себя и быстро выздоравливают, либо умирают, либо переходят в иное состояние, которое называется "вегетативным". Такой пациент спонтанно открывает и закрывает глаза, сам дышит, но не реагирует на внешние раздражители. Иногда родственникам кажется, что их подопечный улыбается, но, как правило, это случайные движения. Считается, что признаки сознания у таких больных отсутствуют. Хотя, возможно, мы просто не можем их зафиксировать..."

По статистике, вегетативное состояние развивается у 14 - 20 процентов людей, переживших глубокую кому. Оно может длиться годами, и этот срок во многом зависит от качества ухода за больным - удастся ли избежать таких осложнений, как тромбоэмболия или воспаление легких.

По нашим законам такие пациенты могут провести в стационаре бесплатно не более трех недель, потом их судьба полностью зависит от родственников и их финансовых возможностей. Например, семье Черных из Мурманской области пришлось продать квартиру, чтобы оплатить лечение 11-летнего сына, который два года назад впал в кому из-за несчастного случая. Сейчас, после лечения в Институте мозга, состояние мальчика немного улучшилось. Но до этого ребенок лежал дома - из местной больницы его выписали в "тяжелом стабильном состоянии", и родители сами учились кормить сына через зонд. По словам Ирины Ивченко, родные часто отказываются от таких больных, и реаниматологам ее отделения, вернувших своих пациентов "с того света", потом не раз приходилось самим пристраивать их в другие больницы. Профессор Кондратьев уже давно пытается найти средства на создание сети реабилитационных центров для таких больных, но пока безуспешно.


Шкала исходов


При этом юридическая и этическая установки отечественной медицины однозначны: за жизнь подобных больных надо бороться до конца, невзирая на отсутствие средств и соответствующих условий. То есть даже если нечем бороться. И все-таки в последние годы в России разработаны различные методы, которые могли бы помочь вывести человека из коматозного состояния. Например, электрическая и магнитная стимуляции нейронов (клеток мозга), которые проводятся при помощи электродов или магнитного индуктора, закрепленных на определенных точках на поверхности головы. Врачи клиники Института мозга считают, что эти методы помогли выйти из комы их пациентке Ирине Андреевой, которая чуть более года назад попала в автомобильную аварию и очнулась в отделении реанимации института два с половиной месяца спустя.

А на днях из отделения выписывается другая пациентка, 30-летняя Наталья (фамилию она просила не называть), которая тоже "провела" в коме более двух месяцев. Врачам пришлось потрудиться, прежде чем к их подопечной вернулась память. Они могут гордиться результатом - Наташа вновь отлично говорит на английском и французском языках.

Врачи уверены, таким больным может помочь не только "чистая медицина". Лечение обычно сопровождается специально подобранным "аудиокурсом", когда пациенту дают слушать любимые мелодии, голоса близких людей и так далее. Профессор Кондратьев рассказал "МН" о своем нынешнем пациенте - художнике. "Мы много недель подбирались к его подсознанию, - говорит он. - Когда больной лежал с открытыми глазами, мы выставляли перед ним на штативах его детские рисунки. Теперь он начал говорить".

Однако профессор не может с уверенностью сказать, что именно помогло его пациенту. Как пока не может и делать прогнозы о том, кто из больных выйдет из комы, а кто - нет. Его группа как раз сейчас работает над созданием системы подобного прогноза, но о результатах говорить еще рано. За тридцать лет практики он видел и неожиданные случаи исцеления, и долгое безнадежное угасание. Реаниматологи мира могут опираться сегодня лишь на так называемую Шкалу исходов Глазго - документ, где лишь перечислены различные варианты выхода из комы. Кондратьев сослался на одного из британских коллег. Тот сказал об этих людях, что они просыпаются, когда the time is coming. Когда придет время...




Досье МН

Эдварда ОБара провела в коме 36 лет.

И недавно отпраздновала свой пятьдесят второй день рождения. В 1970 году, когда Эдварде было всего 16 лет, она не смогла принять свое лекарство от диабета вовремя и впала в диабетическую кому. Ее последние слова были обращены к матери: "Пообещай, что никогда не покинешь меня". Каждый день в течение 36 лет мать Эдварды Кайя переворачивает дочь и наполняет питательным веществом трубку для зондового кормления каждые два часа. Каждое утро она читает дочери газету, потому что "Эдварда интересовалась политикой - до того, как это случилось". Иногда она ставит ей "любимые" кассеты песен Beatles, BeeGees и Neil Diamond. Мать Эдварды не поддерживает и не осуждает эвтаназию, она полагает, что каждая семья имеет выбор.

The Miami Herald, 21.03.2005



Майкл Уоррен - 28 лет.

Впал в кому в возрасте 23 лет после ДТП. Родители Майкла не согласились на отключение его от аппаратов и до самой его смерти надеялись на чудо.

Tucson Citizen, 29.07.2004



Джой Адкинс - 24 года.

Попал в аварию в 1977 году в возрасте 22 лет. Врачи посоветовали ему провести операцию на позвоночнике. Она длилась 12 часов, врачи не смогли вывести Джоя из анестезии. Адкинс оставался около семи минут без кислорода, прежде чем сотрудники госпиталя подключили его к системе искусственного дыхания. С тех пор он находится в коме. В прошлом году ему исполнилось 50 лет, но выглядит он гораздо моложе - на лице нет морщин, а в волосах - седины. По оценкам врачей, он может дожить до 70 - 75 лет.

Newhouse News Service, 31.12.2004



Терри Уоллис - 19 лет.

Впал в кому летом 1984 года. Его грузовик пробил железные ограждения и упал с 8-метровой высоты. В день аварии он был 19-летним молодым человеком, который недавно женился и стал отцом. Его случай считался безнадежным, никакого специального лечения он не получал. Это было не по карману его семье фермеров. Однако родные Терри не оставили его, разговаривали с ним и брали на выходные домой. Постепенно состояние Терри улучшалось, и в июле 2003 года он вышел из комы. Первыми его словами были "мама" и "пепси". Сейчас Терри парализован, но в сознании.

The Guardian, 11.06. 2003

Просмотров: 10375 | Добавил: psychoberatung
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Июль 2006  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Друзья сайта




Статистика
Наш опрос
Оцените мой сайт

Результаты · Архив опросов

Всего ответов: 67
Copyright MyCorp © 2024